Перейти к навигации

Хорхе Луис Борхес (1899 -1986)


Jorge Luis Borges (1899 -1986)


Аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.
Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо (исп. Jorge Francisco Isidoro Luis Borges Acevedo), однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Мать Борхеса происходила, по-видимому, из семьи португальских евреев (фамилии её родителей — Асеведо и Пинедо — принадлежат наиболее известным еврейским семьям выходцев из Португалии в Буэнос-Айресе). Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе Луис увлекался поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать. В 1905 году Борхес начал обучение английскому с домашней учительницей. В следующем году он написал свой первый рассказ «La visera fatal».
В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его сестра Нора пошли в школу. Он изучил французский и поступил в лицей Жана Кальвина[4], где начал писать стихи на французском. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. В родном городе Борхес продолжает печататься, а также основывает свой ​​собственный журнал «Призма», а затем ещё один под названием «Проа».

В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов «Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой разработала его сестра.

Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (Ficciones, 1944), «Хитросплетения» (Labyrinths, 1960) и «Сообщение Броуди» (El Informe de Brodie, 1971). В рассказе «Смерть и буссоль» борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как криминальное расследование; рассказ «Фунес, чудо памяти» рисует образ человека, буквально затопленного воспоминаниями, противопоставляет «сверхпамять» логическому мышлению, как механизму обобщения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии.
Узнать больше

ШАХМАТЫ

Ночь напролет, не мысля о пощаде, ведут борьбу соперники, грозя друг другу смертью - примирить нельзя два цвета, пребывающих в разладе. Их бой красив. Плывет по скользкой глади ладья. Несется слон, врагов разя. Рать пешек наступает на ферзя. Гарцует конь. Король остался сзади. Пусть даже оторвутся от доски просрочившие время игроки, сражение фигур продлится вечно. Возникнув на востоке, их война идет теперь по всей земле. Она, как все другие игры, бесконечна.

ВЕЩИ

Монеты, ключ, податливый замок, заметки в дневнике - хоть вышли сроки, чтоб смог ты вновь вчитаться в эти строки, трость, карты, шахматы, сухой цветок, запрятанный в страницах старой книги на память о каком-то дорогом, но тем не менее забытом миге, и зеркало, где мертвенным огнем дрожит рассвет в закатном алом круге. Гвоздь, рюмка, дверь - велением судьбы тебе даны послушные рабы, слепые и безропотные слуги. Уйдешь - они не сохранят твой след. Им безразлично, жив ты или нет.



Main menu 2

Page | by Dr. Radut